В 1959 году в мире высокой моды разразился настоящий скандал. А всё из-за того, что Пьер Карден выпустил коллекцию готовой одежды под своим именем. Синдикат Высокой Моды посчитал тиражирование одежды от "кутюр" страшным грехом и даже исключил отступника из своих рядов. Но ненадолго, ибо за считанные годы грешить стали почти все Дома Мод, и термин "прет-а-порте" перестал быть оскорбительным.
Пьер Карден
Что же означает это изысканно звучащее французское словосочетание? Изысканность теряется, если мы переведём его дословно - pret-a-porter - "готовое к носке".
Сегодня этот термин нередко употребляется в широком смысле, как любая одежда фабричного производства, тиражируемая большими партиями. Но в таком случае легко приравнять ширпотреб вещевых рынков с надписями вроде "Dolce & Gabbana" с настоящей одеждой известных марок. А ведь сам термин "прет-а-порте" и начал использоваться в 1947 г., чтобы отличать качественную массовую продукцию от дешёвки (ранее называвшейся конфекционом).
Прет-а-порте отличается от конфекциона не только качеством, но и тем, что выпускается ограниченными партиями и обязательно под маркой известного дизайнера или Дома Моды. Поэтому продают эту одежду в бутиках - небольших специализированных магазинах того или иного бренда (например, Prada, Gucci или Versace). Для настоящего прет-а-порте характерны хороший крой, добротные материалы и соответствие модным тенденциям, задаваемых высокой модой.
Прет-а-порте от Chanel
Но одежда от кутюр - это не просто хороший крой. Кутюрье творят (именно творят) свои шедевры без лекал, вручную, в расчёте на индивидуальную фигуру. Ткань, в буквальном смысле слова, накалывается на манекен, модель или заказчика. Поэтому и сидит она, как "с иголочки", и цена у неё такая, что позволить себе наряды от кутюр может лишь ограниченная и очень состоятельная элита.
В отличие от кутюр-эксклюзива продукция прет-а-порте изготавливается по выкройкам в стандартных размерах и на фабричном оборудовании. Для этого используются более практичные и доступные ткани (часто с использованием синтетики), которые легко чистятся и стираются.
Хотя коллекции прет-а-порте и делаются с оглядкой на образцы высокой моды, они более сдержанны и унифицированы - ведь многие наряды от кутюр просто непредставимы в быту.
Именно, прет-а-порте сделало моду демократичной и доступностной большинству. Недаром в 1959 году Бриджит Бардо выходила замуж за Жака Шаррье в клетчатом сарафане, купленном в бутике Jacques Charrier. Когда её спросили - почему она, всегда щеголяющая в фильмах в заказных нарядах от кутюр, на свадьбу одела готовое платье? - актриса ответила, что "кутюр - это для стариков!".
Бриджит Бардо на своей свадьбе в платье прет-а-порте
Также, благодаря прет-а-порте, появилась новая профессия - дизайнер-стилист - человек, который на основе шедевров мастеров-кутюрье разрабатывал массовые коллекции одежды. До 1971 года дизайнеры были бойцами невидимого фронта, скрытыми тенью имён и марок модных домов, но затем Синдикат Высокой Моды дал им вольную - разрешил демонстрировать коллекции под своим именем.
Эти демонстрации, как и демонстрации образцов высокой моды, проходят два раза в год, но раньше, чем показы от кутюр, а именно в феврале и сентябре-октябре.
Думаю, сегодня всем понятно, почему мастера высокой моды, поначалу принявшие прет-а-порте, в штыки, пошли на попятную. Как бы дорого не стоили эксклюзивные шедевры от кутюр, основную прибыль Дома Мод получают именно от массовой продукции, на которых стоит её марка (это не только одежда, но и парфюм или сумочки).
Правда, и продукция прет-а-порте не однородна. Например, присутствует такая категория, как "pret-a-porter de lux", в создании которой принимает участие сам мастер и используется ручная работа. Естественно тиражи здесь очень ограничены, а цена высокая.
|