Некоторые думают,
что в отличие от ювелирных изделий из "настоящих" материалов бижутерия
скоротечна, что это модная однодневка. Однако не спешите расставаться
с вышедшими из моды "побрякушками". Некоторые из них пригодятся
лет эдак через двадцать-тридцать, если не вам самой, то дочери,
невестке, внучке, и будут восприниматься как "настоящая старина",
которая постоянно возвращается в моду. Ведь многие украшения "недрагоценного
происхождения", выполненные рукой мастера, стали произведениями
искусства.
НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО...
А родилась бижутерия из такой неприглядной
"отрасли", как изготовление подделок. Поэтому
сперва она лишь подражала по форме и ассортименту "настоящим"
украшениям. Французское слово "бижу" употреблялось и раньше,
обозначая обиходные - не фамильные, не уникальные изделия,
в том числе и подделки.
Правда, производство подделок не всегда имело целью обман.
Например, в XVIII веке стразы - хрусталь бриллиантовой
огранки — были модны сами по себе: ими украшали пряжки
башмаков, расшивали камзолы, из них делали пуговицы на
жилетах. Никто, конечно, не надеялся, что эту блистающую
россыпь примут за настоящие камни.
Но и в области бижутерии роль художника - автора проекта,
а иногда и его исполнителя - очень велика. Подпись или
маркировка известного художника обеспечит популярность
колье, будь оно из соломы или бумаги, из меди или обыкновенных
камней. В то же время многие изделия из золота и серебра
никак не могут быть причислены к произведениям искусства
и относятся к ювелирной промышленности, занявшей место
прежнего ремесла.
|
|
Бижутерия нашла свою нишу, обрела свой голос в мире украшений
с легкой руки Коко Шанель. "Великая Мадемуазель" изменила
саму манеру носить и сочетать украшения. Женщины в ее костюмах,
покинув камерную атмосферу гостиных и будуаров, стали деловитыми
и динамичными. Им понадобились универсальные и элегантно броские
вещи, с помощью которых даже небольшой набор туалетов (деловой
костюм, "маленькое черное платье", блузка, джемпер) получает индивидуальность,
смотрится разнообразно и легко трансформируется по обстоятельствам
времени и места.
Шанель укрупнила украшения, лишила их привычной ювелирной утонченности.
Сделанные из металлов "под золото" и "под серебро", ее знаменитые
цепи, как когда-то и стразы, совсем не стремились обманывать.
Но их сложные плетения, сочетание блестящих и матовых поверхностей,
гибких и круглых, крупных и мелких элементов создавали определенный
художественный образ.
НЕДРАГОЦЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ
Перестав быть драгоценными и ювелирными, украшения "от Шанель"
и ее подражателей, выполненные в больших тиражах, открыли направление
массовой бижутерии, где роль модельера, художника-дизайнера стала
преобладающей. На этой основе сформировалось направление бижутерии
арт- дизайн (в отличие от массовых однодневок, которые тоже иногда
называют бижутерией, хотя правильнее было бы обозначить их словом
"галантерея").
Бижутерия арт-дизайна постепенно стала полноправным
участником высокой моды, в ней подвизаются крупные художники,
в том числе и те, кто, подобно Шанель, сочетали работу
кутюрье и автора украшений.
Единство стиля, индивидуальная неповторимость Swarovski,
Giyenchy, Lagerfeld, Balmain обеспечивается единением
работы модельера и дизайнера украшений.
В отличие от авторских произведений ювелирного искусства
бижутерия арт-дизайна тиражна, хотя для изысканных бутиков
делаются малые серии, почти поштучно. В наши дни появиться
в авторской бижутерии из искусственных материалов не менее
престижно, а иногда и более уместно, чем в настоящих бриллиантах.
|
|
Современная бижутерия, особенно малосерийная, предназначенная
для бутиков, широко пользуется искусственными материалами, причем
иногда откровенно фантастическими, "ненастоящими", а иногда и
подражающими натуральным, традиционным, но — без игр в обманки.
Нынешние игры другие: "настоящее - искусственное" соединяется
не стыдливо, а напоказ, с вызовом. Заставляя искусственное выглядеть
природным и наоборот, современная бижутерия развивается в соответствии
с эстетикой постмодерна, существует в русле ведущих художественных
течений.
Художникам и моде нравится наивничать, вспоминая о раннем средневековье
- и Givenchy создает колье в "варварском" стиле с искусственными
смолами, напоминающими старинные эмали в слегка неправильных,
как бы вручную откованных металлических оправах.
В одной и той же витрине бутика могут оказаться колье и серьги
с "магическими" спиралями (Pierre Balmain), ансамбль с "солнышками"
Лагерфельда, играющего в натур-стиль, и жемчуга известной фирмы
Dolphin Ore, подделки которой стоят, во всяком случае, не дешевле
японского жемчуга. И здесь игра: Dolphin Ore использует классический
материал — жемчуг, но откровенно поддельный, и классическую будто
бы форму: шейное украшение и широкий, многорядный браслет - вещи
типа "склаваж", модные в XVIII веке (от слова "склаве" - раб,
так как они напоминают ошейники и обручи, которыми сковывали рабов).
Но эта "классика" откровенно насмешничает: где вы видели такие
огромные, ровные жемчуга, какая дама прошлого взгромоздила бы
на себя такое крупное украшение?!
Рядом с напористой броскостью уживаются
интонации артистичного изыска, тонких акцентов. Та же
фирма Dolphin Ore, используя знаменитые искусственно выращенные
и очень дорогие кристаллы Swarovski, создает коллекцию
утонченных, чуть-чуть манерных вещей, в которых угадываются
намеки и отголоски старинных традиций.
Ящерица напомнила мотивы Бернара Палисси, художника времен
последних Валуа, который не очень умея лепить и рисовать,
но обладая безудержной фантазией - оттискивал в глине
живых ящериц и лягушек, а потом делал с этих оттисков
отливки. Брошь-бутон - намек на знаменитые ювелирные букеты
XVIII века, а тонкая рука в манжетке - словно привет из
1860-х годов. Черепашка, рыбка, дракончик обращают нашу
память к прославленной пластике Фаберже. Безглазая золотая
маска на тающей прозрачной форме - как привидение "серебряного
века".
Но все эти намеки и фантомы увидены ироничным взглядом
современного стилизатора: рука нереально узка и бескостна,
бутон нарочито колюч и почти эротичен. И только строгое,
безупречно прорисованное колье от Givenchy возвращает
нас из мира призраков прошлого.
|
|
Прозрачное стекло, цветные смолы использует фирма Istante, создавая
вещи хотя и тяготеющие к классике, но тоже с намеками на разные
традиции, эпохи и страны. Витые шейные украшения и браслеты (в
русской системе их называют "гривны") пришли из раннего средневековья,
но сходные вещи и по сей день делают мастера Кавказа. Кулон на
тонком пружинящем обруче - римейк моды 1970-х. Круглая подвеска
на многорядном ожерелье закреплена с намеком на фермуары (застежки)
середины XIX века. Но все эти исторические отголоски введены в
современный контекст, существуют на основе новых технологий и
материалов.
ЛИНИИ и ТЕНДЕНЦИИ
Бижутерия откликается на стилистическую многоликость постмодерна,
расслаивается, отвечая на разные запросы (и не только в соответствии
с кошельком). Она тонко приноравливается к разным жизненным ситуациям
и задачам.
"Для вечера" создается бижутерия арт-дизайн, включающая элитные
работы известных фирм - таких, как Givenchy и Charles Jourdan.
Дневная бижутерия также разделилась на деловую, предназначенную
для офисного костюма, и более легкую, всем своим обликом вызывающую
образ солнечного дня, отдыха, праздника. В такой бижутерии тоже
появились новые пластиковые материалы, новые изысканные оттенки,
но по форме она классична и напоминает молодежного моду 1960-х
- круглые бусы, браслеты- обручи, клипсы-розетки, В дневную бижутерию
активно вторгаются восточные мотивы, причем изделия такого рода
составляют, как правило, не бутиковый, а массовый ее пласт.
Чутко улавливается и другое модное поветрие - работа с природными,
натуральными материалами (рогом, костью), эксперимент с колоритом
"экологической гаммы".