Конечно, бывают и более оригинальные варианты губной помады. Но без сомнения лидирующими остаются разнообразные оттенки красного. Почему красного? Зачем вообще красят губы?
Еще древние философы сформулировали четкое
определение красоты (применительно к человеку). Оказывается,
классически красивым в человеке является то, что целесообразно
для его жизнедеятельности.
То же самое можно сказать и о ярко-красном цвете губ: использование губной помады - прием, выработанный веками. Кроме всего прочего, это имитация не только здоровья, но и прилива крови к губам, а это – признак, приятный для мужчин во все века, поскольку он выдает сексуальное возбуждение женщины. |
В социальной психологии, которая, в частности, занимается созданием имиджа, существует теория целесообразного макияжа, которая отталкивается от общего принципа природы: красиво то, что целесообразно. Конечно же, беря в руки тушь, губную помаду или лак для ногтей, женщина не думает, что таким образом имитирует свою целесообразность, она просто хочет хорошо выглядеть. Не думают об этом и мужчины, видя тот или иной макияж на лице женщины. Но на уровне подсознания у них действуют те же древние инстинкты с помощью, которых они оценивали женщин своего племени.
А теперь представьте себе красавицу с темно-зеленой
помадой на губах и черным лаком на ногтях... Вряд ли, следуя
подсознанию, где звучит голос предков, мужчина оценит ее по
достоинству: ведь некая синюшность губ и цианотичность ногтей
обычно наблюдается при серьезных заболеваниях сердечно-сосудистой
или дыхательной системы.
Между тем, психологи считают, что у макияжа не одна, а две основные
функции. О первой - показать свою целесообразность - мы уже
поговорили. Теперь несколько слов о второй.
В девятнадцатом веке в аристократических семьях у девиц было
принято использовать для щек вовсе не румяна, а белила. Казалось
бы, чтобы выглядеть здоровой (а следовательно, целесообразной)
надо, как у тех девок-крестьянок, иметь розовые щеки. Почему
вдруг возникла такая мода на бледность, казалось бы, полностью
перечеркивающая теорию целесообразности макияжа? Ответ тоже
лежит в плоскости психологии.
Розовые щеки считались признаком отменного здоровья и в прошлом
веке. Но такими они становятся тогда, когда человек все время
находится на природе, на воздухе. Что и характерно было для
крестьянских девок - «кровь с молоком». Так вот, как уже догадался
проницательный читатель, аристократки, действуя вопреки целесообразности,
с помощью тех же белил решали не менее важную в психологическом
плане задачу - чтобы, не дай Бог, их не отождествили с теми
крестьянками, для которых как раз и характерен «румянец во всю
щеку». А кроме того, девицы-дворянки из провинции с помощью
тех же белил пытались стать похожими на бледнолицых петербургских
аристократок, которые и солнце-то видят раз в году.
Так вот, вторая функция макияжа, актуальная не только в девятнадцатом веке, но и в наши дни, - приобщение к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. В плане формирования своего имиджа, видимо, важен баланс между первой - биологической (показать свою целесообразность) и второй - социальной (принадлежность к определенной социальной группе) функциями макияжа.
Хорошо, когда обе эти тенденции реализуются одинаковыми средствами
- теми же румянами, лаком, помадой. Хуже, когда они находятся
в противоречии друг с другом. Например, примадонна, звезда шоу-бизнеса,
эталон для молодой девушки (да и не только для молодой), вдруг
выходит на сцену с зелеными волосами, а то и вообще без волос,
обритая наголо, с глазами, обведенными темно-красными кругами
– словно в предсмертной лихорадке, с почти черными губами...
Словом, по психологической терминологии, она использует антицелесообразный
макияж. И тогда перед ее поклонницами возникает вопрос: следовать
ли за целесообразностью (повторимся: неосознанной, закрепленной
лишь в подсознании) или же за модной звездой, на которую так
хочется быть похожей? Надо ли говорить, что вопрос этот решается
очень по-разному, что зависит и от воспитания, и от уровня интеллекта,
и от влияния окружения, и – что очень важно – от способности
быть независимой от этого влияния.
И все же психологи считают, что и сегодня, в наш абсолютно урбанизированный
век, биологическое в человеке важнее для его выживания, чем
социальное. Эта истина закреплена в глубине человеческого подсознания.
И представительницам слабого пола не грех помнить об этом, обращаясь
к макияжу. Мода на очередные броские его детали приходит и уходит,
а восприятие красоты как целесообразности существует столько,
сколько существует человечество.
|