На первый показ Кензо Такады пришли 50 человек.
Они увидели странные яркие одежды - по большей части кимоно,
сшитые из японских хлопчатобумажных тканей. Поначалу народ в
зале смеялся. Они еще не подозревали, кто будет смеяться последним.
Он родился 27 февраля 1939 года в провинции
Хиого, в деревушке у подножия древнего замка Химейи. Кензо
был последним, пятым ребенком в семье владельца чайного
домика. Еще учась в школе, он был настолько поражен моделями,
которые увидел в журнале Sunflower, что попытался копировать
их. После окончания школы Кензо не захотел продолжать
учебу в Университете и попросил родителей позволить ему
посещать ту же школу модельеров, которую посещала его
сестра. Но родители отказали ему, и он стал изучать английскую
литературу в университете Kobe Gaibo. |
Чуть позже удача улыбнулась ему - Кензо получил
компенсацию в размере 350 тысяч йен за снос дома, в котором
он жил. 1 января 1965 года он приехал в Марсель и сел в поезд,
который отправлялся в Париж. Он не говорил по-французски, у
него не было ни работы, ни денег, поэтому он больше молчал,
смотрел и слушал. Париж стал для Кензо открытой книгой. "Ни
в одном уголке мира я не чувствовал себя так хорошо, как в Париже,
-- говорит Кензо. -- Здесь каждый камень, каждое облако, каждый
прохожий помогают мне в творчестве. Хотя в душе я остался японцем".
С 1965 года, сняв комнатку на Монмартре, он регулярно посещает
все важнейшие показы - Кардена, Диора, Шанель - и все глубже
погружается в пучину депрессии. Haute couture - недоступная
цель, параллельная вселенная, идеальная одежда, далекая от реальной
жизни. Кензо понял, что если пойдет традиционным путем, то ничего
не добьется. Понадобятся десятилетия, чтобы сравняться с грандиозными
именами. Нужно было нечто новое, чего пресыщенный Париж еще
не пробовал.
Слава Богу, ждать оставалось недолго. Как признается сам Кензо,
у него словно глаза открылись, когда он увидел первую коллекцию
Куррежа. Появился новый стандарт haute couture, к которому мог
приблизиться простой смертный. На одном дыхании Кензо делает
30 моделей одежды, 5 из которых за смехотворную сумму (5 долларов)
покупает жена Луи Феро. Выполняя заказы для нескольких крупных
магазинов, Кензо учится работать с европейскими тканями и цветами.
Каждый день он относит в банк все, что удается накопить, и грезит
о собственном деле.
Молодежная мода принесла ему быстрый успех. Его модели уже тогда
отличала неподражаемая смесь цветов и рисунков. Клетка, полоска,
цветочные и «звериные» рисунки смешивались в самых невероятных
сочетаниях, оставляя впечатление жизнерадостности и «удовольствия
от каникул». Сам Кензо определял свой стиль как «разрушение
Haute Couture», сочетая дальневосточные и другие этнические
влияния с парижским шиком.
Через пять лет после приезда в Париж Кензо вместе с Атсуко Кондо,
давней сокурсницей по колледжу, открывает самый очаровательный
бутик Парижа тех лет - "Джангл Джэп" (Jungle Jap) - на Больших
Бульварах, вдалеке от "золотого треугольника" и расположенных
там салонов мэтров высокой моды.
А потом случился тот самый первый показ, с которого мы начали
наш рассказ. Кензо использовал японские хлопчатобумажные ткани
и отрезы, которые купил на рынке Saint Pierre. На следующий
день после показа был открыт бутик Jungle Jap.
Кимонообразные одежды сперва удивляли и смешили. Хотя чего можно
было ожидать от японца?
"В Японии в начале 70-х было два основных направления для кимоно
- простое и очень строгое или очень красочное, как японский
театр кабуки. Я выбрал второе". Немногие знали о том, что Кензо
вырос под музыку, смех и пение гейш, так что начать с кимоно
было для него вполне естественно. "Когда-то давно я шил платья
для кукол сестры и мечтал, как буду одевать круглоглазых дочерей
далекого Запада, - вспоминает Кензо. - В Париже, решив найти
что-то свое, я подумал о смешении кимоно с западной одеждой:
просторные свитера, широкие накладные плечи, прямые линии, широкие
рукава".
В 70-е годы, когда господствовала одежда, облегающая фигуру,
с узкими рукавами и плечами, это было новым. «Телу нужно пространство,
— говорил модельер. — Как в физическом, так и в духовном смысле».
Все они — Мияке, Ямамото, Кензо, Кавакубо — начинают вводить
моду на объемные вещи, потому как любой японец генетически не
понимает одежду, обтягивающую и подчеркивающую фигуру. В таких
вещах, по их собственному признанию, японцы задыхаются. Объемная
одежда была по-настоящему революционной. Но, как и любая революция,
эта имела исторические предпосылки. Утомленная блеском гламура,
Европа уже не могла и не хотела подчеркивать талию и бедра.
Хотелось убрать собственное тело со всеобщего обозрения.
Стиль Кензо немедленно окрестили "новым деконструктивизмом",
Couture Destructuree, и это течение, как никакое другое, было
созвучно настроениям нового поколения - тех, кто впитал дух
парижских молодежных бунтов 60-х. 70-е - звездное десятилетие
Кензо. Создавая по пять коллекций в год, он избавляется от застежек-"молний"
и пуговиц, от облегающего кроя и вытачек. В остатке - прямой,
свободный, чистый крой, цветовые сочетания и ритмы, непривычные
европейскому глазу. Его коллекции заполнены цветом... и разнообразными
цветами. Для человека, не слишком разговорчивого по натуре и
к тому же плохо говорящего по-французски, цветы всегда оставались
особой формой выражения любви к жизни, к свободе. К тому же
культ цветов много значил для движения хиппи, несомненно, оказавшего
на Кензо заметное влияние. Да в конце концов, разве не естественно
для выходца из страны цветущей сакуры нарисовать огромную розу
на стене нового бутика?
Этот бутик на площади Виктуар немедленно становится самым модным
местом в Париже. За 70-ми следуют 80-е, когда мир сходит с ума
от всего, что связано с модой, когда воплощаются самые дерзкие
фантазии дизайнеров. Кензо становится одним из первых модельеров,
превративших показы одежды в феерические шоу: "Мне нравится
веселье, а Париж в те годы особенно к нему располагал".
В 1981-м Кензо затягивает полотном и засыпает золотой пылью
площадь Виктуар, через год устанавливает роскошные шатры вокруг
старинного замка в Бордо, чуть позже украшает знаменитый мост
Понт-Нёф десятками тысяч горшков с цветами... Здание биржи,
музей Д'0рсе, цирк, площадь Трокадеро - он организовывал показы
во всех знаковых местах Парижа.
В 1983 году он открыл линию мужской моды. В мужской одежде,
так же как и в женской, сочетаются ткани разных цветов, с различными
рисунками, например полосатые брюки и элегантный пиджак в цветочек.
В 1988 году Кензо выпустил свой первый парфюм.
"Экзотика - это я сам", - написал однажды Кензо. Великий путешественник,
в каждой стране мира он молчит, слушает, смотрит - и видит самую
суть. Он избегает слова "фольклор": "Народные костюмы со всего
мира имеют много общего. Их удивительно легко комбинировать".
Туники Мао, платья инфант с картин Веласкеса, платья с брюками
из Вьетнама, униформа королевских гвардейцев, пышные чешские
юбки - все это стало неотъемлемой частью так называемого стиля
"богатых хиппи", который успешно выдержал атаки минимализма,
гранджа и "новой классики". Серый - зимой, синий - весной, кружево
- вечером, сумочка в цвет туфель, не более трех цветов в костюме
- куда делись эти правила? Спросите у Кензо Такады. И он ответит:
"Деревья зелёные, все деревья зелёные, мы видели столько зелёных
деревьев, что забыли: деревья бывают розовыми тоже, но если
бы все деревья были розовыми, я бы показал вам зелёное дерево".
Он одел невесту в розовое, заменив традиционную вуаль на огромную
шляпу-цветок. Действительно, разве розовое - символ удовольствия
- не достойная замена белому - символу девственности? У Кензо
женщина никогда не одета "чересчур": если ей что-то нравится,
она не возводит свою симпатию в абсолют. Она играет в моду,
не стремясь произвести впечатление и не провоцируя. Она не мыслит
глобальными категориями, а живет в своем маленьком домике, который
есть часть дома большого.
В начале 90-х конкуренция стала особенно жестокой, но даже тогда
Кензо не отличился ни скандалами, ни эксцентричными показами,
ни экивоками в сторону остромодных течений. "Когда ты вынужден
реагировать на тенденции, которые тебе не очень близки... это
лишает свободы. Мода - это календарь, всегда надо четко следовать
расписанию", - констатирует мастер. Все, что его заботило, -
остаться верным себе.
Он изобретает собственное философское течение - "номадизм",
утверждающее абсолют природы и простых радостей жизни. Он шьет
одежду для мужчин и женщин, детей и подростков, людей богатых
и не очень.
В 1993 году процветающую фирму Kenzo покупает группа LVMH, владеющая
большинством французских модных Домов. Впервые Кензо может позволить
себе роскошь заниматься просто творчеством, не вникая в бизнес.
Дом Kenzo - целая империя, приносящая ее создателю почти 200
миллионов долларов в год. Но он не останавливается и создает
еще один дом - собственный.
Здесь, в самом сердце Парижа, неподалеку от площади Бастилии,
он скрупулезно воссоздает кусочек Японии - с чайным домиком,
прудом с золотыми рыбками и садом камней. В своем доме Кензо
собрал сувениры со всего света: японские церемониальные занавесы
с изображением рыбы - зодиакальным знаком Кензо, африканские
статуи... Дверь из древнего индийского дворца висит на стене
как картина. В доме сотни слонов - из дерева, бронзы, фарфора,
на коврах и старинных гравюрах, ведь именно слона дизайнер сделал
своим талисманом. Ни единой фальшивой ноты, все безупречно,
как и подобает настоящему японскому дому.
Весной 1999 года Кензо Такада был награжден американской премией
мира - Time for Peace Award - "За космополитическую карьеру
и стиль, впитавший в себя отголоски самых различных культур
и традиций". Впервые подобную награду вручают модельеру. Кензо
представил публике Платье Мира - свой первый наряд haute couture,
расшитый цветами сакуры в ателье Франсуа Лесажа.
А в октябре 1999 года в Париже Кензо подвел итог: он показал
свою последнюю коллекцию pret-a-porter весна- лето 2000, а затем
впечатляющую ретроспективу трех десятилетий творчества. После
чего дизайнер покидает свой Дом. Как он сам утверждает, совсем
не вдруг и уж точно не навсегда. Мастер сам назначил преемников
- это 38-летний француз Жиль Розье, который занимается в Доме
Kenzo женской одеждой, и его ровесник датчанин Рой Крейберг,
ответственный за мужскую линию. "Они хорошо прочувствовали дух
марки. И мне бы хотелось, чтобы, уважая этот дух, они добавили
нечто новое, чтобы стиль эволюционировал".
Будущее моды Кензо видится противоречивым: "Конечно, будут появляться
новые ткани, все более технические и искусственные, а людям
будет все больше хотеться натурального, природного. Но оно будет
все менее доступным".
Насчёт своего ухода Кензо говорил: "Я хочу взять год-полтора
для переоценки ценностей, отдохнуть, набраться сил - я в этом
очень нуждаюсь. Хочу много путешествовать - просто для удовольствия,
хочу посвятить себя тому, на что раньше не хватало времени.
Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже
если это не приносит денег. Нужно много работать и многим де
литься. И почаще устраивать себе праздники. Уезжать туда, где
голубое небо, золотистый песок и жаркое солнце. А потом возвращаться
и начинать все заново".
И Кензо Такада вернулся. После трехлетнего отдыха весной 2002
года он подписал контракт со своими бывшими боссами в LVMH.
Согласно условиям сделки, LVMH инвестирует солидную сумму в
Yume (марку, принадлежащую Кензо), а также поможет в развитии
направления, производящего предметы интерьера. Но на этот раз
дизайнер не планирует возобновлять свою работу в качестве дизайнера
одежды. "LVMH и Кензо не планируют вновь совместно работать
над дизайном одежды или создавать новый Дом", - сказал
пресс-атташе модельера. Кензо всего 63 года и у него всё впереди.
|